Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: Белый фон Черный фон Синий фон

Памяти Артюхова Михаила Васильевича, бывшего первого заместителя директора НФИ КемГУ

Смотрящий в завтра

( из книги «Стратегией успеха»/МОУ ДПО ИПК, 2007/под редакцией Т.Шахматовой, ЛГорбуновой, Т.Яловец/)

Именно так говорят о Михаиле Васильевиче Артюхове, председателе комитета образования и науки администрации города Новокузнецка. Подтверждением этих слов является вся жизнь талантливого педагога, учёного, управленца.

Вступил на педагогический путь Михаил Васильевич учителем английского языка. Вести уроки приходилось в переполненных классах, а жить в радиорубке актового зала. И кто знает, как бы сложилась судьба молодого педагога, если бы не директор этой школы Г. А. Веденская, которая помогла прикипеть к школе душой, раскрыть радости нелёгкого труда.

Управленческая карьера М.В. Артюхова началась в Новокузнецке, где он был назначен заведующим методкабинетом горОНО. Затем довелось директорствовать в 34 школе, которую он построил, но через два месяца после сдачи её в эксплуатацию получил назначение в школу № 72. А потом были должности зав. Центральным райОНО Новокузнецка, заместителя заведующего в облОНО, и опять в Новокузнецке, теперь уже зав. горОНО, позже переименованного в комитет образования и науки. На его долю выпало управлять в нелёгкие годы начала перемен, в том числе в конце девяностых, когда зарплата учителей задерживалась более чем по полгода. Он оказался единственным руководителем, который шёл к педагогам, сопереживал и искренне сочувствовал, искал возможности поддержать людей. Самым нуждающимся помогал из существующего фонда поддержки, уговаривал предприятия, где работали мужья педагогов, оказывать их семьям материальную помощь. Тем невероятнее на этом фоне казалась идея по созданию в Новокузнецке Института повышения квалификации учителей.

Именно как бредовую её поначалу восприняли и в Министерстве образования. Городские институты дополнительного профессионального образования были только в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. И вдруг претендентом становится далёкий сибирский город.

– Даже я, – вспоминает Михаил Васильевич, – думал, что в эту идею не поверят. Пришлось убеждать, доказывать, настаивать. В пользу создания института сыграло наличие уже на тот момент в Новокузнецке мощного педагогического потенциала.

Татьяна Семёновна Панина, доктор педагогических наук, профессор, вспоминая те годы, отмечает: «От других менеджеров образования М.В. Артюхова отличает целеустремлённость, преданность делу и высочайший профессионализм. Берясь за что-то новое, он всё глубоко продумывает, просчитывает все варианты. И когда он что-то предлагает руководству или педагогической общественности, то его аргументы хорошо воспринимают, ему верят. То, что Министерство образования в 1990 году разрешило открыть городской институт повышения квалификации, это его заслуга, дань его авторитету». Уговаривать представителей городской администрации долго не пришлось. Уже тогда было понимание того, что будущее города именно за молодёжью, и от того, какой её воспитают педагоги, зависит то, каким Новокузнецк станет завтра. И начинать в этом деле нужно именно с педагога.

До создания городского института учителя Новокузнецка проходили курсы повышения квалификации в областном центре. Это означало, что педагоги, а среди них преимущественно женщины, были вынуждены оставлять свои семьи на месяц, городская казна несла значительные затраты, связанные с необходимостью оплачивать дорогу, обучение, проживание. И поэтому учиться могли не более трёхсот учителей в год. Но это же в масштабе нашего города капля в море!

Теперь институт обслуживает учителей всего юга Кемеровской области. В Новокузнецке наработан значительный опыт, за которым приезжают и из столичных вузов. При этом, как выразился сам Михаил Васильевич, он не руководитель, а полноправный участник образовательного процесса. В одном из интервью Н.А. Заруба, доктор социологических наук, ректор Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, сказала про него: «Он сам защитился, и его коллеги потянулись следом». Следующим за Артюховым кандидатом наук стала начальник районного управления образования Н.П. Недоспасова. Сегодня остепенённых педагогов в городе стало на порядок больше. Возрос и общий уровень подготовки работников образовательных учреждений.

Главная ценность научных работ М.В. Артюхова в том, что они не остаются только бумажными догмами, они реализуются, рождая в свою очередь новые идеи. Через труды Михаила Васильевича красной нитью проходит стремление перевести всю систему управления из режима функционирования, а значит, тушения пожаров и затыкания дыр, в режим раз¬вития. Он хочет быть готовым к решению тех проблем, которые возникнут завтра. Для этого необходим гибкий союз практики и науки, который он создал и развивает. Не без поддержки председателя КОиН образовательные учреждения города становятся экспериментальными площадками не только городского и регионального, но и федерального уровней.

Основные сложности Михаил Васильевич связывает с нехваткой средств. Очень трудно из небольшого бюджета выкроить средства не только на поддержание, но и на развитие всех образовательных структур города, сохранить между статьями расходов баланс. Тем не менее, открыто второе здание института, ремонтируется ещё одно. В октябре 2006 г. в стены ИПК переехал музей городского образования. Даже если бы М.В. Артюхов создал только Институт повышения квалификации, для города это было бы уже достижением. Но он, совершенствуя муниципальную систему образования, организовал строительное управление, которое обслуживает учреждения образования, развернул целую сеть сервисных центров, где успешно реализуется его идея о координации не столько системы образования, сколько детства в широком смысле. Так городской центр «Семья» начинает работу с детьми ещё на дородовой стадии и потом ведёт их до самой школы. Под руководством Михаила Васильевича городской методический совет давно уже стал не столько строгим контролёром новых инициатив, сколько творческим клубом, где можно смело спорить, доказывая свою правоту, обсуждать с коллегами ход своего эксперимента и анализировать ошибки. «Разбор полётов» может быть суровым и жёстко профессиональным для того, чтобы всем вместе понять причину ошибок.

Всегда было легче руководить неграмотными разрозненными людьми, ещё древние говорили: «Разделяй и властвуй». Но М.В. Артюхов живёт по другому принципу: развивайся сам, помогая другому. А на вопрос, кто чаще всего берёт в нём верх: чиновник, учёный или педагог, – отвечает, что все сразу, и поэтому получается огромная перегрузка. Очень не хватает времени. Административную работу не отложишь на потом, поэтому научно-педагогической деятельностью приходится заниматься по ночам. При этом он отверг предположение о желании всё бросить, которое вполне оправдано хотя бы в минуты сильной усталости. И тут же обосновал свои слова: «Я же работаю не один, а в тандеме. Если бы мы «бодались» с институтом, может быть, и бросил бы его поддерживать. Конечно, разногласия бывают, но компромисс всегда находится. Мне очень нравится точка зрения японцев, которые дают возможность реализовать любую, даже самую авантюрную идею, потому что хотят разглядеть в ней рациональное зерно. А ведь и создание городского института многим когда-то казалось авантюрой».

СПРАВКА

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный учитель Российской Федерации.

Михаил Васильевич – инициатор создания в Новокузнецке института повышения квалификации учителей.

В 1963 году окончил Новокузнецкий государственный педагогический институт, получив квалификацию учителя английского языка, русского языка и литературы. Педагогическую деятельность начинал в качестве учителя английского языка средней школы № 22 г. Анжеро-Судженска Кемеровской области.

М. В. Артюхов – опытный менеджер образования. Стаж управленческой деятельности 40 лет, и эта деятельность связана с функционированием и развитием образования г. Новокузнецка. В послужном списке – работа в качестве заведующего методическим кабинетом горОНО, директора школ № 34 и № 72, заведующего Центральным райОНО, заведующего горОНО, начальника городского управления народного образования, первого заместителя председателя горисполкома, председателя социально-гуманитарного комитета, начальника управления народного образования и науки Администрации г. Новокузнецка. С 2007 года - заместитель директора Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета.

Автор и разработчик системы управления образованием муниципального уровня, многих научных работ. В 1997 году защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, в 2000 году – докторская диссертация на тему «Теория и практика управления развитием муниципальной системы образования».

Научное издание книги М. В. Артюхова «Муниципальное образование как ресурс социокультурного развития крупного города» (2006 г.) удостоено Большой Золотой медали VIII Кузбасской специализированной выставки-ярмарки «Образование. Карьера. Занятость».